Э П И Г Р А М М Ы
"Андрей, тебе надо эпиграммы писать!"
Валентин ГАФТ
СПРАВКА:
Эпиграмма (греч. epi - на и gramma - писание) - у древних греков не имела того элемента насмешки, который отличает ее у нас; название Э. носили вообще стихотворные или прозаические надписи, какими греки охотно объясняли монументы, трофеи и другие предметы, посвященные богам. Так например, одна из эпиграмм Мназаика гласит: "Тебе, о Феб, приносит в дар этот изогнутый лук и колчан Промах. Стрелы же, летавшие в бою - его смертельный дар мужам, у которых они остались в груди". У римлян Катулл и Марциал придали Э. сатирический характер, но и у них часто встречаются отвлеченные, дидактические Э., греческие гномы. С этим двойственным характером перешла Э. в новую литературу. Немецкие теоретики имеют в виду по преимуществу Э. серьезного содержания, проводя тонкие различения между Sinngedicht и Denkspruch. Лессинг, посвятивший теории Э. целую статью, определял ее как "стихотворение, в котором внимание и любопытство наше обращаются на известный предмет и несколько задерживаются, чтобы сразу получить удовлетворение"; таким образом ожидание и разрешение - две существенные части Э.; ожидание возбуждается объективным изображением, разрешение дается остроумным заключением. Элегическое двустишие (гексаметр-пентаметр) считается наилучшей формой, "Ксении" Гете и Шиллера - совершеннейшим образцом Э., в том смысле, какой придается этому термину у немцев. Однако, и в "Ксениях" отчетливо выступает тот элемент, который в русской литературе - вслед за французской - признается характерной чертой Э.: остроумная, чаще всего личная насмешка. Еще Буало определял Э., исходя из этого основного ее свойства: L'epigramme, plus libre en son cours plus borne, N'est souvent qu'un bon mot de deux rimes orne. Франция, классическая страна литературного остроумия, начиная с Клемана Маро выставила ряд превосходных эпиграмматистов, произведения которых цитируются до сих пор. Каждая вспышка литературной или политической борьбы отражалась во множестве легких, ядовитых, остроумных стишков, не щадивших никого и ничего. Наиболее известны Э. Ла-Фонтэна, Расина, Вольтера, Жан-Батиста Руссо, Лебрэна; некоторых писателей - напр. Пирона - увековечили только их Э. Культ искусственности вел в свое время во Франции к преувеличенной оценке Э.; теперь она стала на свое место. Русский XVIII век, с его подражанием французам, представил длинный ряд искусственных Э. с весьма натянутым остроумием и неудачной игрой слов; их писали все поэты - Фонвизин, Третьяковский. Капнист, Аблесимов, Богданович, Ломоносов, Державин. Живою и сильной явилась бойкая Э. Пушкина; были удачные Э. и у Лермонтова. Позже были известны, как эпиграмматисты. Соболевский, Алмазов, Минаев. А. Горнфельд. (Словарь Брокгауза и Ефрона)
ЭПИГРАММА ж. греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки. -матический, к ней относящ. -тист, сочинитель эпиграмм. Эпиграф м. изреченье, которое писатель, как значок или знамя, выставляет в заголовке своего сочиненья: девиз, словцо, оголовок.
(Толковый словарь В.И.Даля)
ЭПИГРАММА (греч . epigramma, букв. - надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии - стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики (преимущественно дидактические сентенции и собственно надписи).
(Большой Энциклопедический Словарь)
Эпиграммы Андрея КРАВЧЕНКО
(Эпиграммы здесь будут появляться порционно и перманентно. Заходите почаще, читайте и наслаждайтесь!)
Сергей Проханов
(основателю Театра Луны, в здание которого впервые он въехал на заднице)
Он давно уже блистает на сцене,
а теперь создал в глухом закуточке
пресловутую четвертую стену –
через низменную пятую точку.
Леонид Филатов
По крупицам собирал, и в поэтическое целое
он выстраивал концепцию, сюжет, идеи, даты...
Все собрал! А что ж, читатель, вы потом наделали?!
Беспощадно разобрали и разбили... на цитаты!
Михалковы-Кончаловские
В каждом поколении творец,
неизменно в них талант цветет.
На каких же детях, наконец,
матушка-природа отдохнет?!
Станислав Говорухин
(создателю фильма «Так жить нельзя!»)
Вы сняли фильм, сказали в нем:
«ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!» Так – невозможно!
А мы с тех пор живем, живем...
...Выходит, все-таки, б..дь, можно!
Андрей Кончаловский
(после глупых заявлений критики на фильм «Курочка Ряба»)
Нет, ну надо ж думать головой!
Ох, Андрей Сергеич, дорогой,
ну куда ж Вы – с курочкой рябой –
да с калашным рылом – в ряд свиной?!
Нынешний кинематограф
Мне процесс кино понятен -
студии не дружат с вкусом,
превратились в мусорятни -
вот и гонят всякий мусор!
(Дополнение следует...)
Комменты пишите в Гостевую
|